Скачать 136.42 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» для направления/ специальности подготовки бакалавров ![]() ![]() Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Программа дисциплины Компьютерные инструменты лингвистических исследований для направления/ специальности подготовки бакалавров Авторы программы: Толдова С.Ю., к.ф.н., [email protected] Ляшевская О.Н., к.ф.н., [email protected] Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 201_ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» факультета филологии. Программа разработана в соответствии с:
1Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» являются знакомство с основными компьютерными инструментами и ресурсами, применяемыми в лингвистических исследованиях. Курс закладывает теоретическую и практическую базу для использования различного инструментария для компьютеризации сбора, обработки и анализа лингвистического материала, а также для представления данных и результатов исследований в виде компьютерных ресурсов. 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные типы компьютерных лингвистических ресурсов, используемых для сбора материала исследований; базовые принципы работы с лингвистическими корпусами и ресурсами; основные типы запросов к корпусам для поиска материала в соответствии с различными типами задач лингвистических исследований; основные методы работы с материалом с использованием различных опций Microsoft Excel. методы обработки материала с помощью специальных компьютерных инструментов, таких как конкордансеры; методы представления результатов исследования в виде баз данных и доступных в интернете ресурсов. Уметь работать с простыми средствами обработки текстов: текстовыми редакторами и редакторами электронных таблиц, таких как Excel; осуществлять оценку различных типов современных корпусных ресурсов и выбирать ресурсы, подходящие для выполнения тех или иных исследовательских и производственных задач; осуществлять поиск в корпусах, в том числе и с использованием специальных языков запросов, в соответствии с исследовательской гипотезой в области грамматики и лексикографических исследований; работать с различными типами программ обработки текстов: конкордансерами, программами для поиска коллокаций, создания частотных списков и т.п., корпусными менеджерами, программами для документации языков, включающих поморфемную аннотацию текстов и составление словарей; уметь загружать собственные данные и писать простые запросы к базе данных в СУБД MySQL; публиковать свои данные на веб-сайте; Иметь навыки (приобрести опыт)
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, обязательных для изучения Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Теория языка (программы подготовки бакалавра) Желателен опыт научно-исследовательской работы, проводимой в рамках различных НИС лингвистического направления Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Владеть базовыми представлениями о грамматических категориях и анализе языковых единиц Владеть базовыми навыками работы с компьютером Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Домашнее задание по характеристике корпуса является групповым проектом 6Содержание дисциплины
7Образовательные технологииРекомендуемые образовательные технологии включают лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов (выполнение практических домашних заданий с использованием специализированного компьютерного инструментария). При проведении занятий рекомендуется использование интерактивных форм занятий (проектных методик, разбор конкретных ситуаций, включение в лекционный курс интерактивного общения с аудиторией, презентаций, контрольных вопросов на понимание) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий. 8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для домашних работ: С использованием различных опций поиска в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ) и опций работы свыдачей: найдите примеры со словами, начинающиеся на псевдо-, но не примеры с лексемой пседоним; проследите исторические изменения в значении и употреблении лексемы (например, лексемы власть); найдите предложения, порядок слов в начале которых глагол+подлежащее; ответьте на вопрос: какого цвета бывают эмоции в русском языке. Подготовьте презентацию по одному из корпусов по соответствующей схеме описания корпуса. С использованием Excel обработайте массив примеров из НКРЯ на причастия прошедшего времени; определите, какие глагольные основы встречаются с суффиксом –ну, какие без него, какие в обоих вариантах, получите частоту по соответствующим способам образования причастий для каждой из найденных в корпусе основ. Обработайте собственные тексты (объемом не менее 500 тыс слов) с помощью программы AntConc; создайте список наиболее частотных терминов вашего корпуса, сравните его со списком Нового частотного словаря (http://corpus.leeds.ac.uk/serge/frqlist/); получите конкорданс, информацию о биграмах, информацию об устойчивых словосочетаниях по собственному корпусу для одной из лексемы Выполните запросы к одному из корпусов русского языка, представленных на сайте http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html: найдите примеры со словами некоторой словообразовательной модели (например, глаголы с приставкой пере и суффиксом –ся); постройте запрос, чтобы получить как можно более точное множество примеров конструкции глагол + прямое дополнение; с использованием опции поиск коллокаций найдите коллокации некоторой лексемы, сравните их со словарем Отглоссируйте текст впрограмме FieldWorks, напишите правило морфонологического чередования Создайте таблицы по данным курсовой, загрузите в базу данных с использованием СУБД MySQL, постройте SQL запросы к этим таблицам Опубликуйте на сайте таблицу с запросами к Вашей базе данных 8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
9Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает проектную и индивидуальную самостоятельную работу студентов, работу на семинарских и практических занятиях – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильностть выполнения самостоятельных домашних работ, отчетов и творческих заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = k1·Озачет + k2·Осам. работа + k3·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом: k1 = 0,4 k2 = 0,55 k3 = 0,05 На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Основная литератураПлунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка? Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 2003—2005. М.: Индрик, 2005, 6—20 Савчук С. О. Метатекстовая разметка в Национальном корпусе русского языка: базовые принципы и основные функции // Национальный корпус русского языка: 2003-2005. Результаты и перспективы. — М., 2005, 62—88 10.2Дополнительная литератураhttp://studiorum.ruscorpora.ru/index.php?option=com_docman&Itemid=111 - примеры корпусных исследований лексики в исторической перспективе http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/ Захаров В.П., Хохлова М.В. Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). Вып. 9 (16). URL: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2010/materials/pdf/22.pdf Christopher Manning and Hinrich Schütze. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Chapter 5. Collocations. MIT Press. 1999. URL: http://nlp.stanford.edu/fsnlp/promo/colloc.pdf (URL: http://www.alingva.ru/articles/collocation_rus.pdf - (русский перевод главы 5)) 10.3Программные средстваДля успешного освоения дисциплины студент должен использовать следующие программные средства/ресурсы: http://www.ruscorpora.ru/ http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html средства Microsoft Office конкордансер AntConc (http://www.antlab.sci.waseda.ac.jp/software.html) программные среды SIL FieldWorks (http://fieldworks.sil.org/download/) В программе также используются электронные ресурсы Wordnet, Framenet, база данных "Частотного словаря русского языка (на материалах НКРЯ)", база данных Грамматического словаря русского языка А.А.Зализняка. 10.4Дистанционная поддержка дисциплиныВ части курса (MySQL и PHP) используются онлайн-практикумы, содержащие подробные инструкции и обучающие задания. 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения практических занятий необходимы компьютерные классы, для проведения лекций проектор, экран |
![]() |
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государственными... Целью данной дисциплины является сформировать у студентов способности: использовать компьютерные технологии для организации экспериментальных... |
![]() |
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Компьютерные... Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре |
![]() |
Программа дисциплины «Методы и инструменты лин-менеджмента» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 080200.... |
![]() |
Программа дисциплины «Методы и инструменты лин-менеджмента» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 080200.... |
![]() |
Программа дисциплины «Инструменты поддержки коллективной работы»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»,... |
![]() |
Рабочая программа дисциплины компьютерные сети Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Программа дисциплины «Методы научных исследований в менеджменте» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
![]() |
Программа дисциплины «Системы, процессы и инструменты управления проектами» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... |
![]() |
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины оп. 01 Основы теории... Рабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Основы теории информации предназначена для реализации государственных требований к минимуму... |
![]() |
Рабочая программа дисциплины Компьютерные технологии в геологии Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых; Геология нефти и газа |
![]() |
Об использовании проблемно-ориентированных языков программирования... В статье рассматривается один из возможных подходов к проблемам проектирования лингвистических алгоритмов и к способам организации... |
![]() |
Программа дисциплины «Стратегия социальных и маркетинговых исследований»... Курс «Стратегия социальных и маркетинговых исследований» рассчитан на студентов магистратуры, имеющих квалификацию бакалавра экономики... |
![]() |
Программа дисциплины «Методы научных исследований в менеджменте» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине б 3 «Программное обеспечение инженерных и научных исследований» Целью освоения дисциплины «Программное обеспечение инженерных и научных исследований» является формирование компетенций и навыков... |
![]() |
Рабочая программа учебной дисциплины дизайн эмпирического исследования Empirical Research Design Цель изучения дисциплины: развитие навыков самостоятельной творческой профессиональной деятельности в сфере эмпирических социологических... |
![]() |
Программа дисциплины «Компьютерные технологии в исследованиях маркетинговых... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки направления... |
Поиск |