Скачать 57.58 Kb.
|
Казанцева Н.В., Воробьева Е.В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения у детей В сб. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.Материалы 1 Всеросс.конф. (17-18 октября 2011).-М.:Мгппу, 2011. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения у детей Казанцева Н.В., Воробьева Е.В. Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск [email protected] С целью выработки плана психотерапевтических вмешательств, объединяющих сотрудничество психиатров, психологов, педагогов и родителей при коррекции ключевых признаков аутизма – нарушения социальных отношений, коммуникации и тяжелых ритуалистических тенденций, нами исследовалась взаимосвязь между аутистическим поведением и особенностями родительского отношения и родительской позиции Актуальность оценки такой взаимосвязи обусловлена необходимостью развития у родителей навыков, более соответствующих проблемам, с которыми они сталкиваются при взаимодействии с аутистическим ребенком. Это вызывает необходимость комбинированного использования программ раннего вмешательства, направленных как на ребёнка, так и на семью с целью повышения родительских навыков и оптимизации развития ребенка с аутизмом. Целью исследования было изучение взаимосвязи между аутистическим поведением и особенностями родительского отношения и позиции в контексте функционального анализа условий возникновения проблемы и подготовки фундамента для её решения. Были обследованы 2 группы детей и их матерей. Экспериментальную группу составили дети младшего школьного возраста, страдающие РАС, и их матери (34 ребенка и 34 матери). Контрольную – 34 ребенка от 6 до 13 лет с типичным развитием (здоровые) и их матери. Методы исследования:
Результаты и обсуждение По данным клинико-психологической оценки детей c РАС с помощью рейтинговой шкалы аутизма наиболее часто встречались нарушения таких компонентов аутистического поведения, как «Эмоциональный ответ» (8%) и «Уровень и соответствие ситуации интеллектуального ответа» (8%), в основе которых, согласно представлениям [1, 2] может лежать дефицит общих когнитивных навыков. Преобладание подобных клинических проявлений аутизма у детей сопровождается снижением качества родительского попечения. Родительская позиция в целом, так и отдельные ее характеристики у матерей, воспитывающих детей с РАС, характеризуются непринятием. Особенно выраженное непринятие касается позиций «Забота и удовлетворение потребностей», «Руководство», «Зависимость положения родителя», «Поддержка ребенка» и «Эмоциональное принятие». Различия в родительских позициях по сравнению с матерями, воспитывающих здорового ребенка, достоверны (p<0,05). Значения по родительской позиции «Руководство» снижаются по мере увеличения степени тяжести симптомов аутизма у ребенка. Это свидетельствует о том, что ребенок с более тяжелой степенью расстройства требует больших родительских навыков, интенсивности ухода, времени и внимания родителей. Однако, по другим шкалам степень непринятия родительской позиции и типы родительского отношения у матерей детей с аутизмом не зависели от степени тяжести расстройства. Это позволяет сделать вывод, что матери не являются холодными и отчужденными и не могут служить психогенной причиной появления симптомов аутизма у ребенка. Скорее, некоторые искажения родительской позиции и родительского отношения матерей детей с аутизмом объясняются недостатком знаний и навыков обращения с такими детьми. Особенности родительского отношения у матерей детей с аутизмом характеризуются отвержением ребенка (31%), стремлением инфантилизировать его (33%), приписать личную и социальную несостоятельность. Матери детей, страдающих РАС, часто предпочитают авторитарный стиль общения (19%). Это может снижать эффективность эмоционального общения между матерью и ребенком и приводить у последнего к состоянию «выученной беспомощности», которое вызывает вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения. Высокий балл по шкале родительского отношения «Симбиоз» (14%) и низкий по шкале «Кооперация» (9%) в сравнении с контрольной группой (p<0,05) матерей говорят о скорее «симбиотически-отвергающем» типе отношения. Оценка зависимости родительского отношения от степени РАС значимых изменений не выявила (p>0,05). Корреляционной связи между степенью тяжести РАС и количественными показателями принятия/непринятия родительской позиции, а также и вариантами родительского отношения не обнаружено ни по одной из шкал. Таким образом, непринятие некоторых родительских позиций и снижение качества отношений между матерью и ребенком, страдающим аутизмом, чаще обусловлено эмоциональным и когнитивным дефицитом у ребенка [2], приводящим к нарушениям коммуникации и социального взаимодействия, и недостатком родительских навыков у матери, необходимых для взаимодействия с этим дефицитом у детей. Недостаточное принятие матерями детей, страдающих аутизмом, своих родительских позиций приводит к искажению родительских установок, включающих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эти установки могут влиять на отношения матери и ребенка, и приводить к формированию небезопасной, симбиотической привязанности данных детей, затруднению развития их социального функционирования, появлению вторичных эмоциональных и поведенческих проблем. Таким образом, у детей с РАС выявлены проблемы поведения, связанные дефектами в когнитивной и аффективной сферах. Эти дефекты характеризуются общим и специфическим когнитивным дефицитом, проявляющимся в нарушении навыков, позволяющих понимать социально значимую информации и реагировать на нее. Для коррекции выявленных поведенческих проблем и вызывающих их дефицитов предлагается использовать комплексную терапию, направленную на ребенка и на родителей (семью). Вмешательства, направленные на коррекцию когнитивных дефицитов ребенка, включают, в первую очередь, поведенческие вмешательства, основанные на теории социального научения, позволяющие выработать навыки социальной инициации и социального ответа, лежащие в основе социальной компетентности. Они включают техники пошагового научения; базисный тренинг реакций; вмешательства, направленные на конструкты тревожности, депрессии, стереотипии, агрессивность; когнитивно-поведенческие методы [3]. Для оптимизации терапевтического воздействия на когнитивные дефициты ребенка и улучшения его социального взаимодействия с окружением целесообразно использовать вмешательства, направленные на мать (родительский тренинг) и семью (терапевтические группы социальной поддержки). Работу с родителями (чаще с матерями) рекомендуется проводить в групповом формате: терапевтические группы, родительский тренинг эффективного взаимодействия с ребенком. Стратегии, которым обучают родителей в рамках родительского тренинга, делятся на 4 категории [4]: 1) специфические методы для развития позитивных взаимоотношений; 2) техники следования за желательным для ребенка поведением (например, если он хочет куклу, то получит ее, если выразит свою просьбу словами); 3) способы обучения новым навыкам и поведению; 4) практические стратегии управления нарушенным поведением. Тренинг эффективного взаимодействия с ребенком ставит перед собой цель улучшения взаимопонимания между родителями и ребенком, использование адекватных форм воспитательного взаимодействия, снятия напряженности, тревоги и обеспечение больших возможностей для преодоления проблем [5]. Используя в рамках тренинга функциональный анализ поведения и систематизированное наблюдение за ребенком, родитель обучается видеть в конфликтной ситуации проблему, интерпретировать, оценивать ее и находить решения. Литература
|
![]() |
Коррекционная программа "Профилактика и коррекция агрессивного поведения... Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст... |
![]() |
К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Упражнения, направленные на развитие гражданской инициативы и толерантности школьников |
![]() |
Разработка комплексного метода психологической коррекции аддиктивного... Охватываются другие виды зависимого поведения |
![]() |
Динамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг Введение. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (снвг) является одним из наиболее часто встречающихся расстройств поведения... |
![]() |
Э. Е. Волкова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально... |
![]() |
Авторы- составители: Елена Аникина, Елена Трофименко, Наталья Бубчикова, психологи, г. Орск ... |
![]() |
Для детей с общим недоразвитием речи Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю... |
![]() |
Методическое пособие из серии «Библиотечка профконсультанта» Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных... |
![]() |
Рабочая программа младшей группы на 2016 2017 учебный год Программа разработана воспитателем Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально... |
![]() |
Рабочая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой... Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта,... |
![]() |
Нормализация физиологического и фонационного Логопедическая работа над дыханием при коррекции голоса у детей с дизартрией и стертыми ее формами строится по следующей схеме |
![]() |
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский... Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4 |
![]() |
«Невербальные средства общения» Цель: развитие и совершенствование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности |
![]() |
Законного вмешательства. Вопрос 3 Вопрос 2: Транспортная безопасность, субъект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, транспортные средства,... |
![]() |
Сборник игр для развития познавательной сферы детей предшкольного возраста Познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе,... |
![]() |
Воспитание детей в нашей семье Ответы на вопросы От О родительской ответственности за воспитание ребенка и о бережном отношении к нему |
Поиск |