Скачать 1.1 Mb.
|
![]() ![]() ![]() МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА», СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 150 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, 350072, ГОРОД КРАСНОДАР, ЦЕНРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ, УЛ. ИМ. 40-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ, 29/1, тел/факс (861)257-05-33, e-mail: [email protected] «Планирование работы учителя – дефектолога по развитию речи у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания». (практическое пособие для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений) Автор: Овечая Анна Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Сказка», структурное подразделение № 150 г. Краснодар 2013 Пояснительная записка. Рассмотрим подробнее суть коррекционной работы по устранению речевых нарушений, развитию речи при заболевании детским церебральным параличом. Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, И.А. Панченко и др. В зависимости от локализации и степени тяжести поражения мозга, проблемы нарушения речи у разных больных отличаются. Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей. Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи. Развитие речи проходит медленно также в случаях, когда ребенок очень много времени проводит в лечебных учреждениях, что сопровождается отрицательным эмоциональным фоном из-за отрыва ребенка от матери и привычной для него обстановки. Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков. В раннем возрасте дети с церебральным параличом очень медленно увеличивают активный словарь, а длина предложений остается маленькой. Причем речь очень неразборчива, хотя пассивный словарь (понимают, что им говорят) намного больше активного. Сложнее всего для таких детей – усвоение глаголов. Часто они заменяют их на слова, обозначающие предметы. Больше всего у больных детей неразвита фонетическая сторона речи, т.е. произношение звуков. В самом начале развития речи они заменяют одни звуки другими, и если не проводить занятия с логопедом, то эти проблемы могут остаться до конца жизни. Следствием этого будет постоянная невнятная речь. Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие. К основным направлениям коррекционной работы (доречевой период) можно отнести: - эмоциональное общение со взрослыми; - приведение тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата в норму; - стимулировать голосовые реакции, звуковую и речевую активность; - корректировка кормления: глотание, жевание; - развитие сенсорных процессов путем помощи при зрительном сосредоточении, плавном просиживании, слуховом сосредоточении и т.д.; - обучение движениям рук и действиям с предметами: нормальное положение пальцев и рук, развитие хватательной функции, дифференциация движений пальцев рук, развитие манипулятивных функций; - подготовка к этапу понимания речи. Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов: - использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления; - речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации; - получение и развитие знаний об окружающем; - формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий; - развитие зрительно-моторной координации, а также навыков самообслуживания и опрятности. Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы: - игровая деятельность; - общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного). - развитие пространственных представлений у ребенка; - развитие мышления, внимания и памяти; - элементарные математические представления о мире; - развитие мелкой моторики рук и развитие ручной умелости. Актуальность: Огромную сложность в развитии речи и коррекции речевых нарушений вызывают сопутствующие заболевания у детей с ДЦП. Это соматические нарушения, патологии слуха, зрения, интеллекта, расстройств психики и поведения. В ДОУ комбинированного типа организованы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ДЦП. На сегодняшней день не существует утвержденной программы по коррекции речевых нарушений и развитии речи детей с различными формами и степенью ДЦП, учитывающей сопутствующие заболевания детей. Таким образом, возникает необходимость в создании условий для комплексного специального сопровождения ребенка в детском саду, а так же планировании работы по развитию речи у детей 3 – 7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания. Новизна практического пособия состоит в том, что предложенные методические рекомендации по развитию речи носят комплексный характер. Предлагаются детям в игровой форме все задания. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. А так же представлены задания, направленные на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать. Форма обучения: подгрупповые, индивидуальные. В основе данной работы заложены методики:
Перспективное планирование по развитию речи детей 3-7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания».
|
![]() |
Образовательная программа дошкольного образования муниципального... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Гусельки» города Набережные... |
![]() |
Образовательная программа мбдоу «Детский сад №14 комбинированного вида» ... |
![]() |
Отчет о результатах самообследования деятельности мдоу «Детский сад №9 комбинированного вида» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» функционирует с 1979 года |
![]() |
Публичный отчет мбдоу детский сад комбинированного вида №62 Общая характеристика доу Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 |
![]() |
Анализ годового плана работы мбдоу «Детский сад №2 комбинированного вида» за 2014 2015 уч год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида» |
![]() |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр... Мадоу црр детский сад №13 «Сказка» детский сад №13 «Сказка» от «13» ноября 2014 г. №163 |
![]() |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский... Мира, пр., 48, Ноябрьск, янао, 629807, телефон (3496) 35-37-86, 36-75-17. E-mail: mdou |
![]() |
Доклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Суадон» комбинированного вида города Владикавказа... |
![]() |
Согласовано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской... |
![]() |
1 Настоящая редакция Устава является новой редакцией Устава Муниципального... «Детский сад комбинированного вида №17» городского округа город Салават Республики Башкортостан и принята в связи с приведением его... |
![]() |
Консультация: " Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в доу" Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 "Сказка" |
![]() |
План работы Муниципального бюджетное дошкольного образовательного... Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №34 «Рябинка», Управления по образованию Администрации городского округа Балашиха расположен... |
![]() |
Согласовано Педагогический совет мдоау “Детский сад №221 «Сказка» комбинированного вида г. Орска” |
![]() |
Инструкция для проведения вводного инструктажа по охране труда и пожарной Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад №130» |
![]() |
«утверждено» Председатель профсоюзного комитета мбдоу «Детский сад №32 комбинированного вида» Заведующая мбдоу «Детский сад №32 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани |
![]() |
Методическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка... |
Поиск |