Скачать 189.12 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА Программа дисциплины "Маркетинг услуг " для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра Автор – к.э.н., доцент Поротникова Н.А. ([email protected] ) Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Менеджмент» «Маркетинг фирмы» Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Ойнер О.К. «____»_______________2010 г. «___»_____________2010 г. Утверждено УС факультета менеджмента Учёный секретарь __________________ «___»_____________2010 г. Москва 2010
Курс «Маркетинг услуг» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Маркетинг», «Стратегический маркетинг», «Ценообразование», «Методы маркетинговых исследований», «Маркетинговые коммуникации», «Разработка новых товаров». Необходимо понимать принципы маркетинга товаров, этапы разработки ассортиментных и ценовых стратегий, сегментации рынка, позиционирования, маркетинга-микс, построения бренда, чтобы в рамках курса состоялся предметный разговор о специфике маркетинге услуг. В методическом плане курс потребует знания смежных дисциплин, таких как философия, социология, психология, менеджмент, экономическая теория, экономика фирм, история. Курс предполагает лекционный материал и практические занятия, большая часть которых будет посвящена решению кейсов из практики российских и международных компаний сферы услуг (case-study). В основе теоретической части курса лежат актуальные труды по маркетингу услуг признанных ученых, консультантов и практиков России и мира, материалы международных конференций и семинаров, публикаций ведущих деловых и профессиональных мировых и российских СМИ, приводятся реальные примеры из практики бизнеса различных услуг. Практические занятия основаны на кейсах ведущих бизнес школ (в том числе Harvard Business School, INSEAD, Yale University), российской бизнес практике. Основной целью практических занятий является формирование у студентов навыков и умений использовать знания, полученные в лекционной части курса, технологии и опыт конкретных ситуаций в своей маркетинговой деятельности, настоящей и будущей. Цель курса – формирование у студентов основных теоретических знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для эффективного выполнения задач на позициях менеджер по маркетингу, бренд-менеджер в сфере услуг. Задачи курса:
Логическим продолжением курса могут служить спецкурсы: «Торговый маркетинг», «Маркетинг консалтинговых услуг», «Маркетинг финансовых услуг», «Маркетинг логистических услуг», «Маркетинг туристских услуг», «Маркетинг гостеприимства», Курс по выбору предлагается для магистров, обучающихся по направлению «Менеджмент» и рассчитан на 48 часов аудиторных занятий. По итогам курса сдается зачет.
Формы контроля знаний студентовПромежуточный контроль знаний:
Итоговый контроль (письменные ответы на вопросы) – вес 0,2 в итоговой оценке. По итогам курса сдается зачет. Базовые учебники
Дополнительная литература
Роль, значение и сущность услуг в обществе и экономике. Характеристики услуг и их маркетинговое значение (неосязаемость, неотделимость, непостоянство, несохраняемость). Совершенствование сервиса — ключевой фактор в конкурентной борьбе. B2B и B2C услуги. Понятие маркетинга услуг. Внутренний, внешний и интерактивный маркетинг.Международные модели маркетинга услуг Д. Ратмела, П. Эйглие и Е. Лангеарда, К. Грёнроса, Ф. Котлера.Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Модель маркетинга услуг М. Битнер. Отличия маркетингового инструментария в сервисе и на производстве: новые возможности и новые проблемы. Дополнительные элементы маркетинга-микс: процесс обслуживания, персонал, материальные свидетельства. Процесс оказания услуги как элемент маркетинговой системы сервисной компании: основные зоны внимания маркетолога. Взаимодействие маркетингового и операционного подразделения сервисной компании. Материальная среда обслуживания. План создания материальной среды. Сенсорные каналы восприятия Визуализации обслуживания. Корпоративная культура. Культура обслуживания – как важнейший элемент корпоративной культуры компании. Деятельность персонала по обслуживанию клиентов: как превзойти ожидания клиентов? Как компенсировать клиентам возникшие неудобства? Концепция внутреннего маркетинга как возможная основа формирования корпоративной культуры. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Какие подходы к обеспечению качества используют ведущие компании в сфере услуг? Как измерить ожидания потребителей? Как обеспечить соответствие предоставляемых услуг ожиданиям потребителей? Как обеспечить возврат инвестиций в программы качества? Подходы к обеспечению качества услуг. TQM. 6 сигм. Модель качества услуги А. Парасураман, В. Зейтамль и Л.Берри. Концепция “нейтральных зон” Ч. Бернарда. Типология эффективности элементов обслуживания Е.Кедотт и Н.Терджен. Восприятие качества товаров и услуг, предложенное Н.Кано. Риски, возникающие при недостаточном уровне управления качеством сервиса. Стандарты обслуживания. Управление производительностью. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Почему для сервисных фирм особенно важен выбор «правильного» потребителя? Как лояльность потребителя обеспечивает прибыльность сервисных фирм? Подходы к созданию и измерению лояльности потребителей. Программы лояльности как источник дохода сервисных компаний: планирование, организация, измерение эффективности. «Моменты истины» при взаимодействии с потребителем. «Нулевой отток» потребителей: нужно ли к нему стремиться? Недобросовестные клиенты: всегда ли клиент прав? Сохранение, обновление и расставание (terminating) с потребителями: «portfolio»-анализ покупателей. Капитал потребителя (customer equity) и объем времени жизни потребителей (customer lifetime value, CLV) – модели или инструменты. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Концепция VBM при разработке продукта в сервисе. Что на самом деле покупает Ваш потребитель: как выделить «ядро» продукта? Как дополнительные услуги могут создавать добавленную ценность предложения? «Цветок сервиса» - основная услуга и предоставление дополнительных услуг. Идентификация и классификация дополнительных услуг. Жизненный цикл услуг. Процесс перехода добавленных (дополнительных) услуг в необходимые. Физические товары как источник новый идей в сервисе. Разработка новых моделей предложений. Стратегия послепродажного обслуживания. Предоставление гарантий: как обеспечить рост ценности для потребителя над ростом дополнительных расходов? Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Как маркетинг может влиять на оптимизацию процессов оказания услуги: исследования потребителей, структурные схемы и реинжиниринг. Метод диаграммного проектирования Метод точек соприкосновения Метод потребительского сценария. Как маркетинг может влиять на управление мощностями – очереди или недозагрузка? Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Организация каналов продаж в сервисе – отличия дистрибуции основной услуги и дополнительных услуг. Дистрибуция в высоко- и низкоконтактном сервисе. Франчайзинг – международная и российская практика. Аутсорсинг бизнес-процессов. Роль союзов в сервисе. Участие в союзах и ассоциациях. Партнерство в сервисе. Создание стратегических альянсов. Консорциумы. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Проблемы и факторы ценообразования на рынке услуг. Различия ценообразования в сервисных и производственных компаниях. За что платят потребители, покупая услугу: роль немонетарных факторов. Как предлагать разные цены для разных потребителей. Как обеспечить контроль над продолжительностью использования услуги. Цели ценовой политики: ориентация на прибыль; на операционную деятельность; на постоянных клиентов. Стратегии ценовой политики в сфере профессионального обслуживания. Методы ценообразования на услуги делового характера. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Отношения с потребителем в сервисе. Удовлетворенность клиента и его лояльность. Сервис как инструмент повышения удовлетворенности клиента. Методы получения обратной связи от клиентов. Система реагирования на претензии. Факторы влияния на выбор поставщиков потребителями бизнес-услуг: интегрированная модель. Особенности продвижения и реализации услуг. Структура и роль маркетинговых коммуникаций в сервисе. Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации услуг. Директ маркетинг. Организация адресных (персональных) продаж в сфере услуг. Особенности телемаркетинга услуг. Особенности рекламы в сфере сервиса. Преобладающая роль косвенной рекламы и рекламы “из уст в уста”. Специфика рекламных обращений. BTL. Создание сильных брендов. Значение бренда в сервисе. Бренд-билдинг. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Планирование KPI в сервисе. План маркетинга и его основные разделы (исходные показатели деятельности, оценка текущей маркетинговой ситуации, имеющиеся опасности и возможности, цели и задачи, стратегии маркетинга, программа действий, бюджеты, порядок контроля). Маркетинговые подразделения сервисных структур. Управление торговым и операционным персоналом. Измерение эффективности маркетинговой деятельности. Концепция аудита маркетинга услуг. Аудит внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Особенности маркетинга на финансовом рынке. Особенности организации маркетинга гостеприимства. Основная литература по теме
Дополнительная литература по теме
Темы для самостоятельного углубленного изучения студентами
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы Поротникова Н.А. |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Сущность понятия международной маркетинговой стратегии и ее виды |
![]() |
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Послание Президента РФ дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2010. N5350. 1 декабря.... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... «Развитие отношений между Россией и Евросоюзом в области поставок газа в ХХI веке» |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... ... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Особенности криминологической характеристики женской преступности в структуре преступности несовершеннолетних |
Поиск |