Скачать 66.19 Kb.
|
СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Сухлоев Михаил Петрович, к.п.н (sukhloev@mail.ru) Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (РИПК и ППРО), г. Ростов-на-Дону Калашникова Светлана Борисовна, к.п.н. ([email protected]) Донской государственный технический университет (ДГТУ), г. Ростов-на-ДонуАннотация Представлено технологическое решение применения средств дистанционного обучения в очном образовательном процессе с использованием мобильных устройств обучающихся Электронные средства дистанционного обучения имеют два этапа своего развития: до Интернет и после. До появления Интернет это обозначалось как кейс-технологии [1], когда учащемуся предоставлялся материал на различных носителях (текстовое описание конкретной реальной ситуации или видеокассеты, диски и т.д., предназначенные для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями). С развитием Интернет дистанционное обучение качественно изменяется в результате разработки программных комплексов, которые обеспечивают не только подачу учебного материала, но автоматизированный контроль его усвоения. Так в условиях очного дистанционного обучения в режиме on-line средствами видеоконференцсвязи приобретает особую актуальность использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [2, c. 25]. Наибольшее распространение и использование получил свободно распространяемый программный комплекс Moodle, в котором с каждой новой версией расширяется спектр элементов учебной деятельности, включая вариант использования дистанционной поддержки очного обучения. А именно, как дополнения очного обучения, как каждодневного инструментария интенсификации процесса обучения, как средства совершенствования процесса обучения. Домашние задания становятся деятельностными, продуктивными и производятся в среде ДО Moodle. Этой же среде поручается частичная автоматизированная проверка и самопроверка знаний, возможность самоподготовки к контролям [3, c.331]. Но главное качество данного программного комплекса заключается в том, что учебный процесс осуществляется через браузер. Это позволяет реализовать процесс обучения не только на любом ПК, с любой операционной системой, но и на различных планшетных ПК, в том числе, и мобильном телефоне, то есть на любом мобильном устройстве с Wi-Fi (под аббревиатурой Wi-Fi (от английского словосочетания Wireless Fidelity [4], которое можно дословно перевести как «беспроводное качество» или «беспроводная точность»). Совокупность таких факторов, как наличие программного комплекса ДО, транслируемого через любое мобильное устройство, и наличие у всех учащихся мобильных устройств, детерминируют поиск технологического решения для использования данного программного комплекса в очном учебном процессе. То есть реализация подхода, связанного с использованием персонального компьютера ученика - «Модель электронного обучения 1 ученик: 1 компьютер» [5], который стартовал в качестве пилотного проекта в 2007-2008 учебном году в отдельных школах Российской Федерации и является трендом в образовании, но пока требующий значительных материальных затрат, может быть реализовать в транскрипции: один ученик - одно мобильное устройство. Самый простой и очевидный вариант реализации - использовать Интернет. Однако он, к сожалению, еще недостаточно стабилен, несмотря на продвижение от 3G к 4G, а затем и к 5G, базирующихся на новом стандарте мобильной связи, которая позволяет осуществлять пакетную передачу данных с другими устройствами в домашней сети и с внешними сетями, в том числе Интернет. При введении нового стандарта скорость передачи данных возрастает в три-четыре раза, и мобильный Интернет перестает уступать по скорости обычному фиксированному подключению. Это позволяет применить следующее технологическое решение - установить систему электронного обучения Moodle на ПК учителя с использованием комплекса Bitnami , который представляет собой библиотеку пакетов программного обеспечения для веб-приложений с открытым исходным кодом [6,7], и через роутер сформировать Интранет среду в пределах учебного кабинета (класса). Преимущество данного решения заключается в отсутствии необходимости подключения к Интернет учительского ПК, сокращении количества этапов подключения к данному курсу и конкретной теме, а также в увеличении скорости передачи данных от ПК учителя к мобильным устройствам обучающихся, которые посредством Wi-Fi соединения подключаются к роутеру учителя. При настройке роутера учителя желательно дать ему название, включающее номер кабинета и дисциплину, например, "кабинет математики №31". При первом подключении к роутеру учитель сообщает обучающимся парольное слово, которое запоминается мобильным устройством в привязке к имени роутера. На последующих занятиях в данном кабинете подключение будет происходить автоматически. При переходе в другой кабинет мобильные устройства обучающихся переподключаются автоматически, так как сигнал одного роутера угасает, а другого увеличивается. Дидактические возможности такого решения ограничены тем, что не позволяют на данном этапе включить все элементы и ресурсы курса. Наиболее эффективным представляется тестирование знаний, которое можно проводить на разных этапах урока, с использованием элемента Moodle «Тест». Например, тестовая проверка домашнего задания в начале урока при 100% охвате обучающихся на каждом уроке реализует элемент технологии В.Ф. Шаталова, в соответствии с которой «успех порождает успех» [8]. Следует учитывать, что при использовании технологии устного опроса формируется одна мотивация к учебному процессу, так как опрос каждого обучающего, общее количество которых не менее тридцати в классе, реально можно реализовать два-три раза в месяц, а когда опрос осуществляется на каждом уроке, мотивация к учению значительно возрастает. Кроме того, данное технологическое решение полностью соответствует дидактической базе, которая сегодня имеем наиболее широкую наполняемость и свободный доступ. Например, если в любой поисковой системе ввести в строку поиска текст «Сила Архимеда», то мы получим тысячи ответов на запрос, в котором будут представлены самые различные материалы по теме, начиная от текстовых конспектов и презентаций по теории и решению задач, и до интерактивных Flash-анимационных лабораторных работ. Предлагаемое решение позволяет более полно реализовать элементы «мозгового штурма» [9] на таком этапе урока, как изложение нового материала. В обычном аудио варианте на этапе выдвижения гипотез и идей два-три «сильных» ученика высказывают свои предложения и своим авторитетным мнением психологически блокируют возможность остальных учащихся участвовать в процессе, что препятствует развитию гипотетического мышления и умения находить оптимальные решения и пути их реализации. Если же использовать ресурс Moodle «Анкетирование», то все учащиеся класса принимают участие в данном элементе учебного процесса. При этом следует учитывать, что набор текста на мобильных устройствах, особенно с малой диагональю экрана, имеет определенные трудности. Поэтому разработка учебных заданий на этапе мозгового штурма должна ориентировать учащихся на изложение идеи в двух-трех словах, а другие задания должны предполагать выбор одного ответа из нескольких предложенных. Например, «Вы сторонник корпускулярной теории света?» или «Вы сторонник волновой теории света?». В этом случае альтернативного вопроса, ученик выбирает ответ, а не вводит его. В заключение следует отметить, что в данной работе рассмотрены далеко не все возможности использования средств дистанционного обучения в очном процессе. Однако предложенное технологическое решение позволяет интенсифицировать учебный процесс, расширить его деятельностную компоненту, способствует повышению мотивации учащихся и как следствие повышает качественные и количественные показатели результатов учебной деятельности. Литература
|
![]() |
Конкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном... Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив... |
![]() |
Классификационный список информации, запрещенной к использованию... |
![]() |
«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с... Мастер-класс на тему: «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз» |
![]() |
Программа организации внеурочной деятельности В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,... |
![]() |
Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе доу Тема: Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе доу |
![]() |
Научная работа на тему: Использование мобильных технологий в процессе... Признать целесообразность применения инновационных и коммуникативных технологий, в нашем случае мобильных технологий – программ в... |
![]() |
Рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности в помощь педагогическим В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,... |
![]() |
Перечень образовательных ресурсов сети Интернет, используемых в образовательном... |
![]() |
Рабочая программа По курсу: Таможенное право Для студентов, обучающихся на очном отделении по специальности 030501 – Юриспруденция |
![]() |
Интерактивная доска в образовательном процессе Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль |
![]() |
А. С. Пушкин нима гимназия маву Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе |
![]() |
Образовательная программа моу «Якутский городской лицей» Формы информирования обучающихся, родителей, общественности об образовательном процессе ягл |
![]() |
1. Количество учеников на конец учебного года Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1 |
![]() |
Научно-образовательный материал «Методика использования в школьном... |
![]() |
«Законопроект фактически легализует эротику и порнографию в образовательном процессе» Интерфакс-Религия руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега). 11 |
![]() |
Отче т о результатах самообследования Наличие и использование площадей зданий. Перечень правоустанавливаюших документов, подтверждающих право владения площадями, используемыми... |
Поиск |