Скачать 233.24 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Менеджмента Программа дисциплины УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ для направления 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор программы: Фаерберг Е.И., к.э.н., доцент кафедры стратегического менеджмента, [email protected]; Загороднова Е.П., к.э.н., старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента, [email protected]; Кожевников А.Д., преподаватель кафедры стратегического менеджмента, [email protected]. Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «19» ноября 2013 г Зав. кафедрой Е.И. Фаерберг _______________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «05» декабря 2013 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________ Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 Менеджмент, подготовки бакалавров изучающих дисциплину Управление качеством. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины Управление качеством являются изучение студентами теоретических основ управления качеством, основных принципов и практических методов/способов управления качеством продукции и услуг. В данном курсе рассматриваются теоретические и методологические основы управления качеством, основные понятия, GAP-модель, методика TQM, современные и перспективные подходы к управлению качеством. Стандартизация, сертификация, самооценка и аудит качества. Важнейшей целью курса также является приобретение студентами навыков применения изученной концепции на практике при решение конкретных бизнес-ситуаций. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы, написании научных работ и статей, а также в профессиональной деятельности. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковЭссе – продемонстрировать концептуальное понимание управления качеством на предприятии, знание стандартов качества на предприятии, дать определение понятию качества товара/услуги, использовать основные принципы управления качеством; Контрольная работа – продемонстрировать знание принципов TQM и быть способным применять их к конкретной бизнес ситуации, применять GAP-модель и разрабатывать решения по совершенствованию системы качества предприятия; Экзамен – студент должен продемонстрировать все вышеперечисленные навыки, а также представлять связи управления качеством в контексте организационной деятельности, интерпретировать применение системы менеджмента качества в соответствие с изменениями условий функционирования компании Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: решение кейсов, активность при обсуждение вопросов по определенной теме, правильность решение задач, презентацию докладов, правильность написания микроконтролей студентами. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р , при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. 7Содержание дисциплиныРаздел 1 Теоретические и методологические основы управления качеством. Тема 1. Введение. Определение понятия «качество» Сущность качества и управления им. Зарождение элементов управления качеством. Детерминанты качества. Развитие статистических методов контроля качества. Концепция воспринятого качества. Количество часов аудиторной работы: 4 Общее количество часов для самостоятельной работы: 8 Тема 2. Эволюционное развитие менеджмента качества. Основные этапы развития «Менеджмента качества». Комплексный подход к управлению качеством. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM). Количество часов аудиторной работы: 8 Общее количество часов для самостоятельной работы: 16 Тема 3. Базовые принципы и идеология TQM. Ориентация на потребителя. Ориентация на процессы. Непрерывное улучшение процессов. Вовлеченность в работу всех. Базирование решений на основе фактов. Ответственность высшего руководства. Количество часов аудиторной работы: 4 Общее количество часов для самостоятельной работы: 16 Тема 4. Инструментальные средства TQM. Семь инструментов контроля качества: контрольный листок, гистограмма, диаграмма рассеивания, стратификация, диаграмма Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные карты. Инструменты управления: алгоритмирование, мозговой штурм, древовидные и стрелочные диаграммы, модель Кано. Методы управления качеством: наделение работников полномочиями, метод сравнения (benchmarking), реинжиниринг. Сферы приложения методов управления качеством и области практического применения. Количество часов аудиторной работы: 8 Общее количество часов для самостоятельной работы: 16 План семинарских занятий. Семинар 1
Семинар 2
Проанализировать услугу/товар организации при помощи «GAP-модели» Семинар 3
Выявить все заинтересованные стороны компании. Провести анализ заинтересованных сторон организации. Ранжировать приоритеты основных групп потребителей (заинтересованных сторон) для разработки стратегии развития организации. Определить приоритетные направления стратегии компании в зависимости от выделенных заинтересованных сторон. Семинар 4
Семинар 5
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по первым двум принципам: ориентация на потребителя, главенствующая роль руководства) Семинар 6
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по первым трем принципам: ориентация на потребителя, главенствующая роль руководства, вовлеченность в работу всех). Примените творческий подход и инструменты анализа из других дисциплин. Литература по разделу: 1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник для вузов. НИЦ Инфра-М, 2013. 2. Эванс Дж. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Короткова – Сп-б., Омега-Л., 2007. 3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – СПб. – Омега-Л, 2007.
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: Применение кейс-методик для анализа деятельности компаний, деловые игры, обсуждение научных статей, групповая работа студентов. Раздел 2 Стандартизация, сертификация, самооценка и аудит качества Тема 5. Стандарты серии ISO 9000. История развития стандартов качества. Структура базовых стандартов ISO 9000. Обеспечение соответствия Системы Качества требованиям стандарта ISO 9000 как первоочередное требование при проведении сертификации. Стандарты ISO серии 9000 и TQM. Количество часов аудиторной работы: 12 Общее количество часов для самостоятельной работы: 16 Тема 6. Модели национальных премий за качество как инструмент управления качеством. Модель премии Болдриджа. Европейская премия качества (EQA). Премия правительства РФ. Проведение самооценки на основе модели премии Количество часов аудиторной работы: 12 Общее количество часов для самостоятельной работы: 24 План семинарских занятий. Семинар 7-8 Бизнес игра «Решение, основанное на фактах» Примерные задания для контрольной работы “Бизнес игра”:
Семинар 9
Проанализируйте Вашу организацию с точки зрения идеологии TQM (по оставшимся принципам) Семинар 10
Презентация должна включать следующие блоки:
Семинар 11 Коллоквиум с выступлением студентов по следующим тематикам:
Семинар 12 Коллоквиум с выступлением студентов по следующим тематикам:
Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: Применение кейс-методик, обсуждение научных статей, групповая работа студентов, коллоквиумы. 8Образовательные технологииПрименение кейс-методик для анализа деятельности компаний, деловые игры, обсуждение научных статей, групповая работа студентов, коллоквиумы. Семинарские занятия состоят как из индивидуальной, так и групповой работы студентов, что способствует формированию навыков критического мышления, решения практических бизнес ситуаций, работы в команде. Кейсы строятся на основании материалов из различных ресурсов – научных статей, ведущих экономических и менеджериальных журналов, ассоциаций кейс-стади, кейсы ведущих университетов мира (в частности Harvard business review, open university и другие). Деловые игры моделируют реальную бизнес ситуацию и направлены на то, чтобы максимально приблизить студентов к решению практических ситуаций на основании изученного теоретического материала. Коллоквиумы и дискуссии направлены на формирование собственной интерпретации идей качества у студентов, а также понимания их применимости в современном менеджменте. Подобные формы несут в себе существенную долю самостоятельной подготовки со стороны студентов, что также позволит углубить понимание изучаемого предмета. 8.1Методические рекомендации преподавателюДисциплина «Управление качеством» предполагает лекционные и семинарские занятия, а также проведение контрольных мероприятий (текущий контроль проводится на семинарском занятии в устной и письменной формах, промежуточный контроль предполагает написание эссе студентами, итоговый контроль проводится в письменном виде и предполагает решение теоретического теста) и самостоятельную работу студентов по определенным направлениям дисциплины. Лекционные занятия читаются для всего потока одновременно. Каждая лекция должна сопровождаться наглядными материалами, представленными в виде презентации PowerPoint. Кроме того, по каждой теме лекционных занятий должны быть представлены наглядные примеры из Российской и международной практики управления качеством. Также по определенным темам дисциплины на лекционных занятиях предполагается проведение дискуссий. Семинарские занятия проходят регулярно в каждой учебной группе. Семинары по дисциплине «Управление качеством» предполагают такие формы работ как, решение кейсов, обсуждение вопросов по определенной теме, решение задач, доклады, написание микроконтролей студентами. Каждый семинар должен сопровождаться реальными практическими примерами в области управления проектами. 8.2Методические указания студентамВ самостоятельную работу студента входит подготовка к семинарам и написанию эссе, самостоятельная проработка ряда вопросов, изучение дополнительной литературы по основным разделам программы. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные задания для контрольной работы “Бизнес игра”:
Тематика эссе:
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебник
10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Справочники, словари, энциклопедии
10.5Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.6Дистанционная поддержка дисциплиныДистанционная поддержка дисциплины осуществляется посредством системы LMS, в рамках которой студенты взаимодействуют с преподавателем, а также получают доступ к электронным ресурсам по дисциплине. Подобная поддержка в первую очередь подразумевает под собой рассылку актуальных статей по тематике управления качеством, а также ридеров по предстоящим семинарским занятиям. 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныОборудование для проведения презентаций (проектор/интерактивная доска), расходные материалы для проведения бизнес игры (маркеры, листы для флипчарта, ватманы формата А1). |
![]() |
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки факультета... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... |
![]() |
Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... |
![]() |
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... |
![]() |
Исследовательский университет «высшая школа экономики» ниу вшэ санкт-Петербург... Санкт-Петербургского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный... |
![]() |
Отчет о самообследовании деятельности федерального государственного... Деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
![]() |
Отчет о результатах самообследования красноярского филиала государственного... Красноярский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «московский государственный... |
![]() |
Общие сведения об образовательной организации Гуковский институт экономики и права (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... |
![]() |
Отчет о самообследовании деятельности Федерального государственного... ... |
![]() |
Отчет о самообследовании деятельности федерального государственного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Отчет о самообследовании деятельности федерального государственного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Программ а стратегического развития Федерального государственного... Полное наименование вуза – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |
![]() |
О студенческом городке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Студенческое общежитие (далее – студенческое общежитие) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего... |
![]() |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Порядина Татьяна Вакильевна –преподаватель дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», мдк04. 02 Основы анализа бухгалтерской... |
![]() |
Образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным... Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Хунав» Цивильского района Чувашской Республики |
![]() |
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного... |
Поиск |