Скачать 0.65 Mb.
|
![]() ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии специальность 34.02.01 Сестринское дело Тема: Неотложные состояния в гинекологии Челябинск 2017 год Обсуждено: на заседании Утверждено: ЦМК «Акушерское дело» Зав.учебно- Председатель методическим центром ……Бадаева Н.Я. ………Кожевина Л.И. Протокол № от « »…2017 года. « »………. 2017 года. Составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» Трифонова О.М. Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории Челябинского медицинского колледжа Бадаева Н.Я. Содержание 1.Пояснительная записка 2.Методические указания 3.Требования к результатам освоения дисциплины 4. Неотложные состояния в гинекологии 4.1Внематочная беременность 4.2Апоплексия яичников 4.3Наружные кровотечения из половых путей 4.4Перфорация матки 4.5Нарушение кровоснабжения миоматозного узла 4.6Перекрут ножки опухоли яичника 4.7Острые воспалительные заболевания 5. Доврачебная помощь 6.Тест-контроль с эталоном ответов 7.Приложения 8.Рекомендуемая литература Пояснительная записка Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» изучается в профессиональном модуле ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. Создание учебно-методического пособия диктуется необходимостью приобретения минимальных, но важных знаний по ургентным состояниям в гинекологической практике, способствует самостоятельному последовательному знакомству, изучению и закреплению учебного материала. Будущим специалистам, планирующим работу в женской консультации, центрах планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий, в акушерско-гинекологических стационарах, на скорой помощи, полезны сведения об основных состояниях и заболеваниях, требующих оказания экстренной помощи в гинекологии. Исходя из требований к результатам освоения модуля, обучающийся должен уметь распознать причину данного состояния, проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде, в чем ему поможет работа с предлагаемым пособием. В нем представлена основная информация об экстренных ситуациях в гинекологии. В пособие включены алгоритмы оказания помощи при наиболее частых состояниях, контрольные вопросы к каждой патологии. Учебный материал предназначен в помощь студентам медицинских колледжей для самостоятельного изучения темы. Методические указания Уважаемые студенты! Предлагаемое Вашему вниманию учебно-методическое пособие представляет собой дополнение к лекционному курсу по дисциплине «Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» и содержит основные сведения о возможных неотложных состояниях в гинекологии. По усмотрению и указанию преподавателя Вам рекомендуется использовать данное пособие для самостоятельной подготовки к семинару по указанной теме, для реферативных сообщений и выступлений на занятии. Предложенным учебным материалом Вы сможете воспользоваться при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации по окончанию изучения профессионального модуля ПМ 02, 03 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях». Для проверки усвоения знаний Вам предлагаются контрольные задания, тест-контроль с эталонами ответов. Лучше и эффективнее усвоить материал Вам помогут электронные презентации. Основной целью создания учебно-методического пособия было стремление составителя облегчить Ваш труд и повысить его эффективность. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт: оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях; уметь: проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде; оказывать помощь при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ самостоятельно и в бригаде; проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях; действовать в составе сортировочной бригады; знать: причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний; алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях; классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций; правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций; обладать общими компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). обладать профессиональными компетенциями: ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. При изучении материала следуйте рекомендациям преподавателя! Перед изучением материала повторите следующие вопросы: 1. Сбор анамнеза. 2. Известные общепринятые методы исследования. 3. Понятия «перфорация», «опухоль», «шок», «воспаление». 4. Лабораторные методы исследования. 5. Анатомические особенности женской репродуктивной системы. Приступайте к изучению материла по данной теме. Повышение уровня организации гинекологической помощи, развитие широкой сети лечебных учреждений и профилактические осмотры женского населения способствуют своевременному выявлению и лечению больных с различными гинекологическими заболеваниями. Реже стали встречаться гигантские опухоли матки и придатков. Благодаря улучшению качества диагностики и быстрой госпитализации женщины очень редко умирают от внематочной беременности. Но, несмотря на успехи профилактики и терапии гинекологической патологии, вопросы оказания скорой помощи при острых заболеваниях не теряют актуальности. Оказание неотложной помощи в большой мере зависит от профессиональной подготовки медицинского персонала. Неотложные состояния в гинекологии выражаются в синдроме «острого живота». Острый живот - клинический симптомокомплекс, развивающийся при повреждениях и острых заболеваниях органов брюшной полости и/или малого таза, угрожающий жизни и требующий неотложной помощи. Термин «острый живот» является собирательным понятием, объединяющим группу заболеваний, различных по этиологическому признаку и патогенезу. Несмотря на различные причины, симптоматика острого живота в гинекологии имеет много общих черт: внезапное появление болей среди полного здоровья (боли чаще начинаются внизу живота, постепенно усиливаясь и распространяясь по всему животу, могут быть настолько сильными, что вызывают обморок); тошнота, рвота; нарушение отхождения кишечных газов и кала; симптомы раздражения брюшины. Своевременная диагностика и эффективная помощь при данной патологии очень важна в связи с высоким риском развития угрожающих жизни состояний. Гинекологические заболевания, протекающие с симптомокомплексом «острый живот», делят на 3 группы: 1.Заболевания, сопровождающиеся внутрибрюшным кровотечением (эктопическая/внематочная беременность, апоплексия яичника, разрыв капсулы кисты/опухоли яичника). При этих заболеваниях нарушение общего состояния больной протекает по типу острой кровопотери. 2. Заболевания, связанные с нарушением кровоснабжения в органе и его некрозом (перекрут ножки кисты или опухоли яичника, перекрут ножки и нарушение питания миоматозного узла). Общая реакция организма при этих заболеваниях вначале выражается нарушением гемодинамики, коллапсом, а в более поздние часы – интоксикацией, обусловленной некрозом тканей. 3.Острые воспалительные процессы внутренних половых органов, при которых развивается перитонит (пиосальпинкс, пиовар, тубоовариальное воспалительное образование). При этих заболеваниях превалируют общие реакции организма в виде интоксикации и нарушений водно-электролитного обмена. К неотложным состояниям относят также заболевания, которые сопровождаются наружным кровотечением из половых путей: рак шейки матки, рождающийся субмукозный узел миомы матки, дисфункциональные маточные кровотечения, а также самопроизвольные аборты, травмы женских половых органов. Медицинская сестра должна уметь оказать неотложную медицинскую помощь при данных состояниях. Рассмотрим наиболее частые причины неотложных состояний в гинекологии. Внематочная беременность Внематочная (эктопическая) беременность - беременность, при которой оплодотворённая яйцеклетка имплантируется и развивается вне полости матки. В России эктопическая беременность занимает третье место среди причин материнской смертности, что составляет 5%. Показатель летальности при внематочной беременности в России в три раза выше, чем в США. Наиболее часто внематочную беременность наблюдают у женщин 20–35 лет. Однако в последние годы отмечают выраженный рост числа эктопической беременности среди женщин старше 35 лет. Трубную беременность встречают у 98–99% пациенток; яичниковую у 0,1– 0,7%; брюшную в 0,3–0,4% случаев, беременность в рудиментарном роге матки в 0,1–0,9%. |
![]() |
«неотложные состояния в гинекологии» Мдк 03. 01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе |
![]() |
Д. А. Швецов неотложные состояния в практике семейного врача В 26 Вебер В. Р., Швецова Т. П., Швецов Д. А. Неотложные состояния в практике семейного врача: Учебное пособие. – Великий Новгород:... |
![]() |
15 Неотложные состояния на детском приеме При применении лекарственных средств в неотложных случаях важно выбрать оптимальный путь их введения, который зависит как от свойств... |
![]() |
Уварова Е. В., Тарусин Д. И Неотложные состояния в акушерстве: руководство для врачей/ Н. В. Серов, Г. Т. Сухих, И. И. Баранов, А. В. Пырегов, В. Л. Тютюнник,... |
![]() |
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов тема «Неотложные... ... |
![]() |
Клинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной... Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы |
![]() |
Клинические рекомендации «Периоперационное ведение пациентов с артериальной... Неотложные состояния при артериальной гипертензии и гипертонические кризы |
![]() |
Учебно-методическое пособие «Учебные игры и ситуационные задачи в... Учебные игры и ситуационные задачи в гинекологии: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Радионченко. – Томск: Сибгму,... |
![]() |
А. В. Михайлова Неотложные состояния в клинике внутренних болезней А. В. Михайлова – преподаватель кафедры теории и практики сестринского дела института сестринского образования гбоу впо игму минздрава... |
![]() |
Доклад на тему: «Неотложные состояния в офтальмологии» Своевременное распознавание и лечение при повреждении глаз является обязательным условием, позволяющим сохранить зрение. Немедицинский... |
![]() |
Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов Тема:... Изучение темы: «Методы исследования в гинекологии» способствует формированию следующих компетенций в соответствии с видами Вашей... |
![]() |
Программа цикла тематического усовершенствования «лапароскопия в гинекологии и акушерстве» Ь программы повышение качества медицинских услуг, предоставляемых в гинекологии и акушерстве. Приобретение и закрепление врачом акушером-гинекологом... |
![]() |
Руководство предназначено для акушеров-гинекологов и перина-тологов.... Айламазян Эдуард Карповых — академик, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Санкт-Петербургского государственного медицинского... |
![]() |
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству... Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при... |
![]() |
Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (инфаркте миокарда) |
![]() |
Неотложные меры самопомощи и взаимопомощи при сердечном приступе (инфаркте миокарда) |
Поиск |