Скачать 217.19 Kb.
|
![]() Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «ГАРМОНИЯ» * 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. 25 Октября, д.1- а Т/ф (48131) 2 – 38 – 27; 4 – 21-35 [email protected]
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фантазия» Возраст обучающихся: 5-7 лет. Срок реализации: 4 месяца Автор-составитель: Т. Н. Артюхова, педагог дополнительного образования г. Вязьма, 2016 г. Пояснительная записка «Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь простые материалы, инструменты и собственные руки!» Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук. Умение сделать что-либо самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся. Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка сразными материалам, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности. Художественное творчество помогает детям сделать первые шаги на пути развития их природных способностей, в том числе и креативности, то есть творческой одаренности, являющейся одной из основных характеристик личности. А для этого необходимо организовать деятельность детей, заинтересовать процессом созидания, при этом обеспечить многообразие материала, что также способствует расширению знаний ребенка в окружающем мире, развивая при этом основные технические процессы: воображение, память, мышление, речь, а также побуждая к инициативности и самостоятельности. У детей наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Новизной и отличительной особенностью программы «Фантазия» является то, что занятия построены по принципу интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Актуальность программы. Контингент воспитанников социально-реабилитационного центра отличается тем, что жизненные условия детей не позволяют в должной мере реализоваться через творчество, а в некоторых случаях даже отсутствуют в жизни ребенка. Художественное творчество, также как и игра, необходимы детям для самореализации, раскрытия способностей и таланта. Занятия по данной программе дают возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, раскрыть его личностные задатки. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия формируют интерес у детей к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворяют потребность детей в самовыражении. На занятиях художественным ручным трудом у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества. Цель программы: создание условий для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды художественного ручного труда. Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные:
Программа предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Содержание программы включает разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с обучающихся различной степени подготовленности. Предполагается разновозрастный состав группы наполняемостью 10-12 человек. Срок реализации программы – 4 месяца. Режим проведения занятий: 2 часа в неделю продолжительностью 30 минут. Формы организации деятельности обучающихся на занятии – подгрупповые, групповые, Формы проведения занятий: путешествие, экскурсия, исследование, творческая визуализации, творческая мастерская, презентации. Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование технологических карт, экспериментирование, обсуждение результатов. Ожидаемые результаты реализации программы. К концу обучения по программе «Фантазия» каждый обучающийся должен знать: - название и свойства поделочных материалов, используемых для творчества, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - приемы работы (выделение деталей для заготовки, формообразование соединение деталей, отделки изделия); -правила организации рабочего места; - название необходимых для творчества инструментов, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами, клеем; должен уметь: - самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; - планировать этапы выполнения работы, используя технологические карты; - владеет некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; у обучающегося совершенствуется: - координация движений, гибкость, точность в выполнении действий, ручная умелость; - умение творчески подходить к выполнению задания. Результатом занятий в рамках каждого раздела данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются организация выставок как внутри центра, использование поделокоформлении социокультурных мероприятий, ярмарках, использование изделий художественного труда в качестве подарков и сувениров. Аттестация обучающихся по программе Первичная аттестация Срок проведения: в течение 10 дней со дня зачисления обучающихся в объединение. Цель: оценка уровня технических умений и навыков, творческий потенциал детей на момент зачисления в объединение Форма проведения: занятие «Город мастеров» Содержание аттестации:
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий) Критерии оценки: Высокий уровень – владеет техническими навыками работы с инструментами, знает и соблюдает технику безопасности при работе, имеет знания о видах и свойствах различных материалов, умеет их определять, знает названия, с интересом выполняет творческие задания, старается проявить фантазию и инициативу. Средний уровень – владеет некоторыми техническими навыкамив соответствии с возрастными возможностями, не совсем точно определяет материалы и свойства. Затрудняется при выполнении творческих заданий, требуется помощь педагога. Низкий уровень – владеет техническими навыками на примитивном уровне, движения неумелые и беспорядочные при работе с ножницами. Знания о материалах и их свойствах практически отсутствуют. Самостоятельно не справляется с творческим заданием. Форма фиксации результата: протокол (приложение № 1). Промежуточная аттестация Срок проведения: после прохождения каждого раздела программы. Цель: оценка уровня творческих и технологических умений детей по итогам работы. Форма проведения: выставка детских работ, мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала, коллективная работа. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий) Содержание аттестации:
Критерии оценки: Высокий уровень – полностью владеет техническими навыками и умениями в работе с необходимыми инструментами и материалами, самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел, увлечен выполнением работы, самостоятельно создает образы, использует в полной мере приобретенные навыки, отображает свое эмоциональное состояние в работе. Средний уровень – испытывает затруднения в применении технических навыков и умений, для осуществления композиционного решения необходима помощь педагога, увлечен выполнением работы, но имеет сложности при передаче эмоционального состояния через образ. Низкий уровень – творческая деятельность осуществляется только при помощи педагога, отсутствует умение объединять предметы единым содержанием, не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ. Итоговая аттестация Срок проведения: по окончании обучения. Цель: оценка уровня художественного ручного труда детей по итогам работы программы «Фантазия» Форма проведения: занятие «Наши руки не для скуки». Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий). Содержание и критерии оценки
Форма фиксации результатов: протокол (приложение № 1). Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» Принципы построения педагогического процесса. 1. От простого к сложному. 2. Системность работ. 3. Принцип тематических циклов. 4. Индивидуального подхода. Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на три этапа.
Учебно-тематический план
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия» Раздел 1. «Город мастеров». Практика: с помощью игровых заданий и творческих упражнений выявить уровень технических умений и навыков: умение работать с инструментами для творчества, знакомыми материалами (бумагой, картоном, пластилином); стремление проявить творческие умения. Раздел 2. Работа с бросовым материалом «В стране ненужных вещей».
Теория: дать понятие о том, что такое бросовый материал, как можно его использовать для творчества (поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера, подарков), рассказать о правилах безопасности при работе с бросовым материалом и необходимыми инструментами. Практика: научить приемам обработки и заготовки бросового материала: вырезание, склеивание, прокалывание отверстий, окрашивание. 2.2.Картон. Теория: познакомить с видами бросового материала из картона (коробки, яичные ячейки), способами обработки и технологией выполнения изделия по плану. Практика: - научить преобразовывать бросовое картонное изделие в заготовку с помощью ножниц, канцелярского ножа, проделывать по необходимости отверстия шилом, соединять детали между собой с использование клея, пластилина; - составлять композицию; - декорировать при необходимости. 2.3. Пластик. Теория: познакомить с видами бросового материала из пластика (пластиковая посуда, бутылки, коктейльные трубочки), способами обработки и технологией выполнения изделия по плану. Практика: - научить преобразовывать бросовое картонное изделие в заготовку с помощью ножниц, канцелярского ножа, проделывать по необходимости отверстия шилом, соединять детали между собой с использование клея, пластилина; - составлять композицию; - декорировать при необходимости. 2.4. «Остатки сладки» (изготовление игрушек из бросового материала). Теория: дать представление о том, как можно применить знакомый детям бросовый материал для изготовления игрушек своими руками (стаканчики из-под йогурта, коробочки от киндеров). Практика: - учить выбирать образ для поделки, подбирать материалы для изготовления; - составлять технологический план работы; - делать заготовки для игрушки, выбирать способы и материалы для соединения деталей; - использовать нужные декоративные материалы для завершения образа. 2.5. «Скорлупки». Теория: дать представление о таком виде бросового материала, как яичная скорлупа, рассказать об особенностях подготовки для использования, показать варианты творческих работ из яичной скорлупы. Практика: - научить изготавливать поделки из яичной скорлупы двумя способами: из цельного материала, из частей (мозаичный способ). - учить выбирать интересующий образ, подбирать дополнительные материалы (цветная бумага, картон, элементы декора); - составлять план по технологии изготовления, использовать нужные инструменты для работы; - при изготовлении мозаики изготовит и оформить рамку. 2.6.«Веселая стружка». Теория: познакомить детей с использованием такого бросового материала, как карандашная стружка, показать возможные варианты творческих работ, технологию изготовления поделок. Практика: - научить заготавливать самостоятельно стружку для творческой деятельности, используя цветные карандаши и точилку; - научить выполнять творческую работу двумя способами: оклеивание по контуру, мозаика; - учить выполнять работу по предложенному педагогом контуру; - учить подбирать композиционное решение для мозаики (стружку по сочетанию цвета, способу укладывания), использовать дополнительные материалы такие как: цветная бумага и картон разной фактуры; - учить выполнять работу по плану; - закреплять умения и навыки пользования инструментами. 2.7. «Волшебные превращения» (использование смешанных техник). Данное занятие является практическим. Дети самостоятельно выбирают интересующий их материал и композиционное решение, нужную технологию для изготовления, применяют приобретенные навыки и умения. Раздел 3. Работа с текстильными материалами (кусочки ткани и нити).
Теория: познакомить детей такими текстильными материалами, как ткань и нити; рассказать и показать разновидности ткани, обратить внимание на разнообразную фактуру, изобилие цвета и его сочетаний; показать как можно использовать данный материал для художественного творчества (поделок, игрушек, панно); рассказать о правилахбезопасности при использовании в работе ножниц и иглы. Практика: - научить приемам обработки и заготовки ткани: вырезание нужных заготовок из куска ткани (произвольно или по трафарету); 3.2.«Коврик для куклы из лоскутков» Теория: познакомить с техникой лоскутной мозаики и её особенностями; с декоративно-прикладным искусством России. Практика: - учить работать с литературой и образцами изделий; - учить выбирать модели, ткани, - закреплять умение изготавливать выкройки-шаблоны, вырезать и составлять орнамент. 3.3. «Тряпичная кукла» Теория: познакомить детей с тряпичной куклой, историей её возникновения и традициями изготовления. Знакомство с современными традициями изготовления тряпичной куклы, их отличительные особенности. Демонстрация готовых изделий. Практика: - учить выбирать нужные цвета ткани по определению характера, назначения и размера куклы, задуманного образа. - учить изготавливать детали куклы: туловища, рук, ножек, головы; соединять детали; - учить выполнять работу по декоративному оформлению для завершения образа -закрепить умение работать с ножницами. 3.4. «Мои цветные лоскутки так красивы и легки» (изготовление аппликации из кусочков ткани). Теория: познакомить детей с таким видом художественного ручного труда, как аппликация из ткани и технологией ее выполнения Практика: - учить планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения; - учить подбирать кусочки ткани по цвету и фактуре в зависимости от задуманного образа; - учить пользоваться шаблонами для изготовления деталей; - закрепить умения работать с клеем и ножницами; - выполнять работу по декоративному оформлению для завершения образа. Раздел 4. «Наши руки не для скуки» Практическое итоговое занятие с целью усвоения материала программы, обретения практических умений и навыков, использование различных материалов и техник. Методическое обеспечение программы:
Раздаточный материал:
Материалы для творчества:
Материально-техническое обеспечение программы:
Список литературы
|
![]() |
План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической... План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности |
![]() |
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» Кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №5». Программа относится к педагогической, социально-трудовой и художественно-эстетической... |
![]() |
Мадоу «Сказка» протокол №1 от 30 августа 2016г. Утверждаю заведующий мадоу «Сказка» Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности |
![]() |
Образовательная программа театр моды «Твой стиль» Организация образовательного пространства в театре моды «Твой стиль» отражена в комплексной программе художественно-эстетической... |
![]() |
Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая... «Фантазия». Программа разработана на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы... |
![]() |
Создано для удовлетворения потребностей детей, подростков и взрослого... «Детская художественная школа» города Рубцовска (далее Учреждение) создано для удовлетворения потребностей детей, подростков и взрослого... |
![]() |
Программа дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия» «Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования... |
![]() |
Основная образовательная программа дошкольного образования в группах... Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» |
![]() |
Инструкция для участника: Структура работы Работа состоит из 10 блоков разной тематической направленности (7 блоков общероссийской направленности, 3 блока Приморской региональной... |
![]() |
Образовательная программа кружка «Гончарное дело» ... |
![]() |
Приказ от 29. 08. 2016 №147 рабочая программа подготовительной к... Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной к школе группе... |
![]() |
Проектная деятельность в подготовительной группе «Цыплята» осуществляется... Положение о проектной деятельности художественно – эстетического развития детей «Гармония» |
![]() |
Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы... Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе |
![]() |
Образовательная программа дошкольного образованиядля групп общеразвивающей... Образовательная программа дошкольного образованиядля групп общеразвивающей направленности |
![]() |
Программа разработана Фирсовой Ириной Владимировной, педагог дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности |
![]() |
«Совершенствование деятельности доу по художественно-эстетическому развитию дошкольников» Совершенствовать работу в доу по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с фгос до |
Поиск |