Скачать 188.39 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования города Москвы«Медицинский колледж № 2Департамента здравоохранения города Москвы»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»_ (наименование дисциплины) Сестринское дело 34.02.01 (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей) про программе базовой подготовки форма обучения очная (уровень среднего профессионального образования) МОСКВА 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рабочим учебным планом по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
знать:
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 час, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 52 часов; - самостоятельная работа обучающегося 26 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка. 48 Тема 1.1 Понятие культуры речи. Нормативный аспект культуры речи. Практическое занятие. Понятие культуры речи. Язык и речь. Литературный язык: устная и письменная разновидности. Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, виды норм, колебания норм. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи и речевого этикета. 4 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
1 Тема 1.2. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Практическое занятие. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия. Основные фонетические единицы. Нормы произношения гласных и согласных звуков. Акцентологические нормы русского литературного языка. Особенности русского ударения. Особенности ударения в медицинской терминологии. Интонация как средство языковой выразительности. Выстраивание собственной речи в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами русского литературного языка. Устранение орфоэпических, акцентологических ошибок и неточностей в своей устной речи. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
2 Тема 1.3. Орфографические нормы русского литературного языка. Практическое занятие. Орфографические нормы русского литературного языка. Принципы русской орфографии. Графические нормы, позиционный принцип русской графики. Правописание терминов и слов, применяемых в медицинской практике. Выстраивание собственной письменной речи в соответствии с орфографическими нормами русского литературного языка. Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
2 Тема 1.4. Пунктуационные и синтаксические нормы русского литературного языка. Практическое занятие. Пунктуационные нормы русского литературного языка. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные и синтаксические нормы. Основные правила употребления знаков препинания. Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление синонимических конструкций для выражения основных смысловых отношений. Стилистическая окраска синтаксических средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с пунктуационными и синтаксическими нормами русского литературного языка. Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Тема 1.5. Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка. Практическое занятие. Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания норм, вариантность в форме слова. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Словообразовательные нормы русского литературного языка. Морфемика. Аббревиатуры, используемые в медицинской практике. Словообразовательные нормы. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств. Выстраивание собственной речи в соответствии с морфологическими и словообразовательными нормами русского литературного языка. Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Тема 1.6. Лексические нормы русского литературного языка. Фразеология. Лексикография. Практическое занятие. Лексические нормы русского литературного языка. Лексика. Стилистически окрашенная лексика. Медицинские термины. Устранение в речи медицинских жаргонизмов. Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др. Фразеология. Фразеологические нормы. Основные типы ошибок в употреблении фразеологизмов. Медицинские фразеологизмы. Использование профессиональной медицинской лексики, терминологии и фразеологии в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами. Устранение лексических и фразеологических ошибок и неточностей в своей речи. Лексикография. Основные типы словарей. Словари медицинских терминов. Использование справочников, словарей русского языка в профессиональной деятельности. Контрольная работа. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Раздел 2. Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи. 30 Тема 2.1. Особенности научного стиля речи. Практическое занятие. Научный стиль речи. Функциональные стили языка. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. Создание текстов различных типов и жанров научного стиля. Использование профессиональной медицинской лексики в текстах научного стиля. Структура и оформление студенческих работ. Структура и оформление студенческих работ. 4 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Тема 2.2. Особенности официально-делового стиля речи. Практическое занятие. Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля. Оформление медицинской документации в соответствии с нормами русского литературного языка. Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля. 4 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Тема 2.3. Особенности публицистического стиля речи. Практическое занятие. Публицистический стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Этика публичного выступления. Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля. 4 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
3 Тема 2.4. Особенности разговорного стиля речи. Практическое занятие. Разговорный стиль речи. Сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства, жанры. Особенности речевого этикета при общении с пациентом. Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля. Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения. Дифференцированный зачет. 6 2 2 2 3 Самостоятельная работа обучающихся:
Всего: в т.ч. самостоятельная работа 78 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка или кабинета, оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинетаУчебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план. Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства. Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения. 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2005. 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика, текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл.. – М.: Просвещение – 2005. 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. Русский язык в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение – 2010. 4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 5. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1976. 6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993. 7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – 3-е издание. – М., 1993. 8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1980. 9. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980. 10. Матвеев В.Ф. Основы медицинской этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1989. 11. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. 12. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002. 13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985. 14. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001. 15. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988. 16. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1980. 17. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996. Дополнительные источники: 1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994. 2. Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с. 3. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с. 4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с. 5. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с. 6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с. 6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с. Информационные электронные ресурсы: интернет, обучающие и контролирующие программы 1. [email protected] 2. http://www.slovari.gramota.ru 3. http://www.slovari.ru 4. www.yamal.org//ook 5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm 6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических и словарных диктантов, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, мультимедийных презентаций, групповых проектных работ.
|
![]() |
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине... «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего... |
![]() |
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине... «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего... |
![]() |
Учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» Данное пособие является составляющим элементом подготовки студентов-заочников по дисциплине «Русский язык и культура речи», реализующей... |
![]() |
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной... «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с учебной дисциплиной «Русский язык и культура речи» и Федеральными государственными... |
![]() |
Дарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие... |
![]() |
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» ... |
![]() |
Контрольная работа по дисциплине «русский язык и культура речи» Течение семестра индивидуальную контрольную работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи».... |
![]() |
Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение» Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2005 |
![]() |
Кафедра русского языка и литературы Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов заочного отделения).–... |
![]() |
Рабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Компьютерные... Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре |
![]() |
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23. 02. 01«Организация перевозок и управление на транспорте» |
![]() |
Н. С. Лесков (3 ч.) -2 шт. I к Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» за 1 п/г – III к |
![]() |
Методические рекомендации по написанию домашних контрольных работ... ... |
![]() |
Русский язык и культура речи Рабочая тетрадь состоит из четырех разделов, в которых представлены тесты по: а теории и практике составления личных деловых бумаг,... |
![]() |
Реферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние... Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное... |
![]() |
Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Поиск |