Скачать 173.97 Kb.
|
ВЗМАХ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ КОРЕННАЯ Н.В. ([email protected]) учитель технологии 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нововасильевская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Нововасильевская СОШ») Вязание крючком. 9 КЛАСС. 2 часа Цели:
Формирование УУД:
Аннотация урока: Технология – это и трудовое обучение и воспитание. На сегодня существуют противоречия: - между необходимостью развития мотивации творчества учащихся и традиционными формами и методами обучения, не позволяющими в полной мере развивать эту мотивацию; - между потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса развития творческой деятельности учащихся. Невозможно развить мотивацию творчества учащихся без использования новых педагогических технологий, активных методов обучения, психолого-педагогических приемов воздействия на познавательную и мотивационную сферу школьников.
КОРЕННАЯ Н.В. ([email protected]) учитель технологии 1 квалификационной категории (МБОУ «Нововасильевская СОШ») Тема: Вязание крючком. Филейное кружево. Обвязывание платочков кружевом ( с применением ИКТ) Цели а) образовательные: дать общее представление о кружеве; формирование знаний и умений обвязыванию платочков кружевом и пользоваться схемами; б) воспитательные: воспитывать аккуратность и терпеливость; применить дифференцированный подход при выполнении практической работы; в) развивающая: развивать мышление и творческий подход делу. . Оборудование: стенд с журналами «Валентина», «Чудесные мгновения», таблица «Основные виды петель», раздаточный материал «Цветы на салфетке», схемы вязания крючком , выставка изделий , связанных крючком, мультимедийная установка, компьютер с проектором. Инструменты и материалы: крючки и нитки «ирис», «снежинка», платочки, с обработанными краями на машине строчкой «зигзаг». Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала, ИКТ. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В.А. Сухомлинский. Предварительная работа к уроку: экскурсия в уголок рукоделия школьного музея ,знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства рукодельниц района. Ход.
Здравствуйте. Как настроение? К уроку готовы? Можно начинать? Как вы уже заметили по нашей выставки, сегодня тема урока…, и мы с вами будем заниматься (чем?) вязанием. Тема урока. Взмах волшебной палочкой.
1.Теоретические сведения. Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским занятием, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Выступления учащихся. Опережающее обучение, домашнее задание. 1 ученик: Юра - Вязание крючком — процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. Вязание крючком одно из самых первых изобретённых человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. Мужчины ходили на охоту, брали веревки, вязали петли, силки. Для крупных животных нужна была крепкая веревка, и они её сплетали. Со временем стали вязать сетки, ловушки. Создавались многочисленные школы вязания, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. 2 ученик: Саша - В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Чудо-машина была способна делать в минуту тысячу двести петель. Уильям Ли вправе был рассчитывать на признание, ведь ручная вязка позволяла делать лишь сто петель. В Англии отказались признать практическую важность этого изобретения, отказано и лично королевой Елизаветой I. Королева посоветовала изобретателю забросить сумасбродную затею и "жить честным трудом". Не отчаиваясь, Уильям Ли обратился к французскому королю Генриху IV с просьбой рассмотреть данное изобретение и нашел понимание и поддержку. Вместе с братом, восемью рабочими и восемью машинами Уильям Ли обосновался в Руане, где неплохо был принят местными властями. Через несколько месяцев изобретатель основал свою трикотажную мастерскую. Все шло хорошо, мастерская приносила прибыль, однако смерть короля Франции в 1610 году заставила Уильяма Ли поехать в столицу французского государства, Париж, чтобы спокойно продолжать свое дело, но неожиданно умер Во Франции уже к восемнадцатому веку вязание стало не просто доходным делом, а отельной отраслью в промышленности. Связано это было с тем, что там была придумана круговая трикотажная машина, которая была способна вывязывать полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на такой машине, быстро вытеснили ручные изделия, поскольку стоили гораздо дешевле. Французские чулки, шапки и даже фуфайки пользовались спросом во всей Европе. Всего за несколько столетий вязание пробрело в Европе огромную популярность: не было ни одной страны, где бы не вязали. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер - основательница и первый председатель совета директоров корпорации 3 Ученица: Лена- - В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. А вот что нам рассказывает об истории вязания одна из легенд Древней Греции: Легенда и реальность Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции. Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину. 4 ученик: Саша - И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка. Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить была прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей. Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях... 5 Ученица: Настя- В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Крючки и нитки Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от d 1 до 8 мм). Крючки d 3-6 мм - для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре). Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки. Основные приемы вязания крючком Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относят: Воздушная петля Полустолбик Столбик без накида Полустолбик с накидом Столбик с накидом Столбики с двумя, тремя и более накидами На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания: Листик Пышный столбик Бугорок Полуколечко Колечко Шишечка Вязание крючком имеет ряд преимуществ по сравнению с ручным вязанием спицами: скорость вязания крючком значительно выше, его легче держать в руке; элементы вязки, узоры и фактура полотна получаются более богатыми и разнообразными, изделие - более упругими и прочными; при использовании старой и разноцветной пряжи можно достичь лучшего эффекта. Однако при вязании крючком пряжи расходуется больше. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки. Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы - Учитель демонстрирует вязаные изделия и иллюстрации из журналов «Валентина», «Чудесные мгновения»: салфетки, воротники, сувениры, связанные крючком, обращает внимание на выставку вязаных крючком изделий). Крючком можно связать самые различные изделия - как толстые, так и тончайшие предметы одежды ( костюмы, платья, пальто, шляпы, шали, шарфики, перчатки, носки, тапочки, пояса, воротнички, сумочки, отделку и т. д. ) и быта ( коврики, одеяла, покрывала, подушки, занавески, скатерти, вазочки, игрушки и т. д.). Вопрос к классу. А что это за предмет? Загадка: «Что японцы выбрасывают, а европейцы прячут в карман?» Догадались? - вторая подсказка: В XIX веке они становятся предметом, необходимым всем. К тому же этот век был веком путешествий. И возникла мода махать вслед уезжающим (носовыми платками): «Возвращайтесь! Мы будем скучать без вас!» В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются только с XVIII века. В Японии предпочитают удобные одноразовые бумажные платки. Носовой платок впервые появился в Италии, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. В XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. Да-да-да, высморкаться в платок никому бы и в голову не пришло! Ими обмахивались, их носили напоказ. Знатные щеголи и щеголихи друг перед другом хвастали роскошью нового модного предмета туалета. Вышивка, кружева… И размеры! Как всегда, мода в своих преувеличениях доходила до смешного: представьте себе носовой «платочек» длиной не менее метра. Иногда такие совершенно бесполезные «дополнения» чуть ли не волочились за своим владельцем по полу. О носовых платочках на Руси слагали частушки 1 ученица: Лена - О носовых платочках на Руси слагали частушки, например: Мы с подругой расставались - Самовар поставили. Любовь в платочек завязали, На столе оставили III. Учитель: На Руси носовые платки появились в XVI веке. Их шили из кремовой шелковой ткани, украшали вышивкой. Вышивка выполнялась разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и даже жемчугом. Практического значения такой платок не имел, он служил украшением княжеского и боярского костюма. Девушки-боярышни сами создавали такие произведения искусства. Держа в руках платочек, они на балах демонстрировали свое мастерство. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Также об истории носового платка Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался усиками-завитками. Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи, атласов с крупными симметричными узорами. Он отличался единством объемов и малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века. Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков. В XVIII веке носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность. Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9». Учитель: Края носовых платочков обвязывались кружевом. (Изучение нового материала.) Филе (Филейное кружево) Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой. Филейная сетка. Схема. ![]() ![]() Филе делится на две основные группы - просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе - квадратные ячейки. Основа красивого филейного фона - правильное исполнение узлов. Расскажите, вам нравится вязание крючком, какие изделия нравится вязать? (Учащиеся рассказывают, что больше всего нравится вязать салфетки, они украшают дом , придают уют и красоту дому. Также понравилось вязать игрушки и сувениры по схемам из книг. Учитель: Кто-то из вас умеет вязать? Кто из ваших родственников вяжет, какие вязаные изделия имеются дома? Учащиеся рассказывают, кто из родственников вяжет крючком, демонстрируют принесенные изделия, связанные крючком. Учитель: (обращает внимание на схему на доске.) Какие петли использованы для вязания по этой схеме: (схема к уроку в приложении 1). Учащиеся рассказывают, Учитель: Перед вами кусочек однотонной ткани. Как его можно украсить? Учащиеся рассказывают… ФИЗМИНУТКА. Игра «Пазлы», групповая игра на время. - В конверте карточки – буквы, слоги, составить слова означающие инструменты и приспособления для вязания: К_РЮ _ ЧО_К, С_ПИ _ЦЫ, НО_Ж _НИ_ ЦЫ, И__Г_ЛА , У_Т_Ю_ Г и др. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ. Поиграли, отдохнули, вспомнили инструменты и приспособления для вязания Учитель: Сегодня на уроке мы будем обвязывать платочки кружевом. Кружева, украшающие изделие, могут быть связаны отдельно или непосредственно по краю полотна. У вас имеются платочки с обработанными краями. Кружева мы будем вязать по схемам, которые лежат перед вами. Вяжем по окружности, каждый ряд замыкая между собой и выполняя петли для подъема для следующего ряда. Работа с учебником. (Для дифференцированного подхода схемы (Приложение 1) разделены по сложностям: рис. 124 – низкая степень сложности, рис.125-132 – средняя степень трудности, схема (Приложение2) кружева «Иммортели» - из журнала «Валентина»- повышенная степень трудности.)
Текущий инструктаж. Индивидуальная работа со слабыми. Учащиеся вспоминают о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком перед работой. Учитель оказывает помощь затрудняющимся, поощряет словами старательных и т.д. Звучит спокойная музыка. V. Организационно - заключительная часть урока. Заключительный инструктаж. Итоги урока. Оценка и анализ выполненных работ. Дается оценка выполненным работам, учащиеся и учитель анализируют работы учащихся, проявляя такт при оценивании, подбадривая… Мы не волшебники, мы только учимся. Взмах волшебной палочкой. А как может объяснить название темы урока? Чем увлек урок? Что нового взяли для себя? Что хотели бы узнать и чему научиться? Тех, кого заинтересовала тема, могут воспользоваться материалом для проекта. Подведение итогов, выставление оценок, уборка рабочих мест. VI. Д/з § Домашнее задание: закончить обвязку платочков, тем, кто не успел. Принести узоры обвязки из других журналов или книг по вязанию. Приложение 1 ![]() Схемы. Кружевная тесьма. 1-3 –ряды 4 – петли ![]() ![]() Филейное кружево. ![]() Источники: Симоненко ВД. Технология 9 класс. Журнал Валя Валентина – вязание крючком Что вязали в старину http://www.myjulia.ru Из истории вязания http://bregoria.livejournal.com/3442.html , www.my-article.net/get/интересное/вещи-и-мода История вязания крючком http://bsi63.ucoz.ru , http://ru.wikipedia.org/wiki/ , http://www.knitsi.ru Богиня Афина-Паллада. http://yandex.ru/yandsearch Богиня Паллада и Арахна http://sokrnarmira.ru Пауки http://www.krugosvet.ru , http://ru.wikipedia Крючки и нитки http://www.knitsi.ru Филе (Филейное кружево) http://www.kruzhev.net Носовые платки http://penstyle.com.ua , http://www.dogshop.by ![]() ![]() |
![]() |
Синонимичные мотивы в волшебной сказке Заметим, кстати, что и сам В. Я. Пропп обратился к мотивам как основному средству анализа в других своих трудах, в частности, в монографии... |
![]() |
Важно!!! Во избежание недоразумений, перед каждым использованием... Наклонить голову набок, чтобы микронаушник скатился на барабанную перепонку (рис. 3) |
![]() |
Программные задачи Учить детей создавать образ волшебной осени живописным или графическим способом. Изображать осенний пейзаж с помощью смешивания красок.... |
![]() |
Арнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизме Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела... |
![]() |
Инструкция по применению Амписин для профилактики и лечения сельскохозяйственных... Амписин комбинированный антибиотик – широкого спектра действия. Предназначенный для лечения при заражении стрептококками, стафилококками,... |
![]() |
Инструкция по забору образцов биологического материала для генетического... Мазок производится путем соскоба эпителия ватной палочкой с внутренней поверхности щек. Мазок высушивается в темном месте при комнатной... |
![]() |
Игра света? 3 Прорыв 4 Ченнелинг 8 Все было другим. Не передать словами, как это возбуждало, пугало, волновало. Я поняла вдруг, что жизнь — всего лишь дивная игра и... |
![]() |
Важно!!! Во избежание недоразумений, перед каждым использованием... Установите свежий элемент питания типа ag0 (LR521, Lr63, 379, sr521W) в микронаушник, как показано на рис Советуем следующие фирмы-производители... |
Поиск |