Скачать 195.22 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес информатики Программа дисциплины Компонентно-ориентированное программирование для направления 231000.62 Программная инженерия подготовки бакалавра Автор программы: Ланин В.В., [email protected] Одобрена на заседании кафедры информационных технологий в бизнесе «__»__________ 2013 г И.о. зав. кафедрой О.Л. Викентьева _______________________ Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «___»_____________2013 г. Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231000.62 Программная инженерия, изучающих дисциплину «Компонентно-ориентированное программирование». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия (уровень подготовки бакалавр). Утверждён 02.07.2010 (протокол № 15), редакция 2011 г. Учебным планом университета по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Компонентно-ориентированное программирование» являются: В области обучения – получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, а именно: изучение технологий, используемых в конструировании программных систем, создаваемых на принципах открытых систем с использование технологий COM, .NET и JAVA. В области воспитания – развитие у студентов социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, эмоционального интеллекта, приверженности этическим ценностям, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и мышления. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины студент должен: знать
уметь
приобрести навыки
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Факультативы». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Контроль знаний студентов
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки выполнения заданий:
6.1Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях и выполнение домашних заданий. При определении оценки учитываются:
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Оценка за текущий контроль (Отекущий) рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля. Отекущий = n1·Од/з1 + n2·Од/з2, при этом n1 = 0,5, n2 = 0,5. Способ округления оценки за текущий контроль: арифметический. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная . Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Озач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительную практическую задачу, ответ на который оценивается в 1 балл. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется равной результирующей оценке (Орезультирующая). 7Содержание дисциплины
Тема 1. Проблемы разработки сложных программных систем Понятие программной инженерии. Программные системы. Программные комплексы. Распределенные программные системы. Проблемы разработки приложений. Прагматические принципы работы со сложными системами: абстракция и уточнение, модульная разработка и повторное использование программного кода. Количество часов аудиторной работы: 2 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 0 часов. Тема 2. Теоретические основы компонентного подхода Архитектура программного обеспечения. Разработка и оценка архитектуры на основе сценариев. Парадигма компонентного программирования. Философия и методология компонентного подхода. Программный модуль. Компонент. Архитектурный компонент. Компонентная модель. Интерфейсы. Адекватность, полнота, минимальность и простота интерфейсов. Понятие стандарта компонентного программирования: использование компонентов, требования к компонентам. Синхронное и асинхронное взаимодействие. Очередь сообщений. Маршалинг. Сериализация. Реализация асинхронного взаимодействия при помощи очередей сообщений. Транзакции. Свойства транзакции. Протокол двухфазного подтверждения транзакции. Количество часов аудиторной работы: 2 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 0 часов. Тема 3. Понятие распределенной системы Общие принципы построения распределенных систем: прозрачность, открытость, масштабируемость, безопасность. Задачи, решаемые в рамках создания распределенных систем: организация связи и передачи данных между элементами системы, поддержка идентификации и поиска отдельных ресурсов внутри системы, организация работ в рамках процессов и потоков, синхронизация параллельно выполняемых потоков работ, поддержка целостности данных и непротиворечивости вносимых изменений, обеспечение отказоустойчивой работы, защита данных и коммуникаций. Количество часов аудиторной работы: 2 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 0 часов. Тема 4. Паттерны проектирования Понятие паттерна проектирование. Описание паттернов проектирования. Порождающие паттерны. Структурные паттерны. Паттерны поведения. Количество часов аудиторной работы: 6 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 1 час. Тема 5. Web сервисы Web сервисы: модель программирования Web сервисов (ASP.NET, Web Forms), описание Web сервисов – WSDL (Web Service Description Language - язык описания Web сервисов), поиск Web сервисов – спецификация UDDI (Universal Description, Discovery and Integration - универсальное описание, поиск и интеграция), протоколы и методы передачи данных - SOAP (Simple Object Access Protocol - простой протокол доступа к объектам), HTTP-Get, HTTP-Post. Количество часов аудиторной работы: 6 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 1 час. Литература по разделу:
Тема 6. Модель COM Компонентная модель объектов COM и ее промышленная реализация. Основные понятия и элементы: язык IDL и базовые интерфейсы. GUID, библиотека типов и системный реестр, моникеры, создание, использование и уничтожение компонента, включение и агрегирование, фабрики классов, модели многопоточности. Хранилища компонентов. Вопросы связанные с экспонированием фабрик классов, управлением временем жизни, регистрацией сервера. Разработка элементов управления ActiveX. Элементы управления и страницы свойств. Структура стандартного элемента управления ActiveX. Использование мастера ATL. Элементы управления и категории COM. Постоянства свойств. Код стороны клиента. Пример разработки элемента управления ActiveX с помощью ATL. Количество часов аудиторной работы: 6 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 1 час. Тема 7. Развитие технологии COM Технологии COM+ и DCOM. Службы COM+. Модели обращения к объектам. События. Интеграция с Active Directory. Реализация защиты. Администрирование COM+. Отладка и развертывание приложений COM+. Количество часов аудиторной работы: 4 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 1 час. Тема 8. Платформа Microsoft .NET Common Language Runtime: .NET Framework Class Library, сборки (assemblies). Количество часов аудиторной работы: 8 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 2 часа. Тема 9. Очереди сообщений MSMQ Понятие очереди сообщений. Преимущества использования очередей сообщений. Типы очередей. Программирование MSMQ: создание очередей, доступ к очередям, удаление очередей, обращение к очередям, посылка сообщения очередям, чтение сообщений очереди, удаление сообщений из очереди. Количество часов аудиторной работы: 4 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 0 часов. Тема 10. Microsoft .NET WCF Контракты сервисов и их реализация. Размещение WCF сервисов. Поведение WCF сервисов. Варианты размещения WCF сервисов. Обзор класса ServiceHost. Размещение WCF сервисов в службах Windows. Размещение в IIS, WAS и AppFabric. Конфигурирование хост приложения. Введение в понятие контракт. Обзор типов контрактов. Механизмы сообщений. Разработка WCF контракта. Реализация множественных точек доступа и совместимость. Поиск WCF сервисов. Точки доступа для WCF по умолчанию. Механизмы создания объектов WCF и сценарии использования в многопоточной среде. Модель безопасности WCF сервисов. Безопасность сообщений и транспортная безопасность. Аутентификация и авторизация. Аутентификация с использованием утверждений (claim-based). Количество часов аудиторной работы: 8 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 2 часа. Литература по разделу:
Тема 11. Технология CORBA Спецификация OMA (Object Management Architecture - архитектура управления объектами). IDL. CORBA-объекты и серванты. Объектные адаптеры. GIOP и IIOP. Механизм выполнения удаленных вызовов. Сервисы CORBA: жизненного цикла, долговременного хранения, именования, событий, контроля совместного доступа, транзакций, отношений, внешнего представления, запросов, лицензирования, свойств, времени, безопасности, коммерции, контейнеров. Количество часов аудиторной работы: 4 часа. Общее количество часов самостоятельной работы: 2 часа. Тема 12. Технология JavaBeans Основные понятия: сервер IJB, контейнер IJB, компонент IJB, классы и интерфейсы компонента IJB, дескриптор развертывания. Вспомогательные интерфейсные объекты. Установка элемента в контейнер. Виды и атрибуты транзакций. Количество часов аудиторной работы: 8 часов. Общее количество часов самостоятельной работы: 2 часа. Литература по разделу:
8Образовательные технологииЛекции проводятся с использованием компьютерного мультимедийного оборудования. Предусматривается разбор практических задач. На практике используется программное обеспечение, позволяющее получить практические навыки работы с инструментальными средствами. 8.1Методические рекомендации преподавателюНа лабораторных занятиях используются следующие методы обучения и контроля усвоения материала: 1) выполнение лабораторных работ по теме занятия сопровождается контрольным опросом; 2) обсуждение различных вариантов решения, предложенных студентами, сравнение решений, анализ возможных ситуаций. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ приведены в рекомендованных книгах (электронных ресурсах). 8.2Методические указания студентамСтуденту рекомендуется следующая схема подготовки к лабораторному занятию: 1) проработать конспект лекций; 2) проанализировать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; 3) проанализировать варианты решений, предложенные преподавателем на практических занятиях; 4) при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. Подробные методические рекомендации по выполнению лабораторных работ приведены в книгах, указанных в основном списке литературы по курсу (доступны в электронном виде). 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляТема домашнего задания №1: Разработка программного компонента с использованием технологии COM. Тема домашнего задания №2: Разработка программного компонента с использованием технологии JavaBeans. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебник
10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Справочники, словари, энциклопедииНе предусмотрены. 10.5Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.6Дистанционная поддержка дисциплиныLMS – основа для дистанционной поддержки дисциплины, используется для консультирования по выполнению домашних работ и подготовке к зачёту. 11Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекционных занятий используется компьютер с установленным программным обеспечением для демонстрации презентаций и проектор. Практические занятия проводятся в компьютерных классах с установленным программным обеспечением, перечисленным выше. |
![]() |
Программа дисциплины «Программирование на языке java» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 231000.... |
![]() |
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.... |
![]() |
Программа дисциплины Архитектура вычислительных систем для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 09. 03. 04 "Программная... |
![]() |
Программа дисциплины [Объектно-ориентированное программирование]... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 220400.... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, изучающих... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 40.... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
![]() |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... |
![]() |
Программа дисциплины «Информационное право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... |
![]() |
Программа дисциплины «Информационное право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... |
![]() |
Программа дисциплины «Системы, процессы и инструменты управления проектами» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... |
![]() |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... |
Поиск |